АООП 78 _Теремок_.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
<<Детский сад № 78 "Теремок" комбинированного вида"

АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Великий Новгород
2019
1

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

дошкольного
программа
общеобразовательная
основная
Адаптированная
образования разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее Федеральный закон «Об
Федеральным государственным
и
образовании в Российской Федерации»)
образовательным стандартам дошкольного образования (далее - ФГОС ДО, Стандарт).
дошкольного
программа
общеобразовательная
Адаптированная основная
образовательная программа, адаптированная для обучения, воспитания и
образования
развития лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
и
ценностно-целевые
регламентирующими
документами,
Основными
методологические основы Программы являются:
•
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 12 п.
1, 5; ст. 13 п. 2, 10; ст. 17 п. 1, 2; ст. 28 п. 2, 3, 10, 11, 13; ст. 64 п.2. 6.
•
ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013 № 1155.
•
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13, (утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26)
•
Конвенция о правах ребенка (ратифицированной Верховным Советом Союза ССР от
13 июля 1990г.).
•
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998г.
•
Конституция РФ.
Основой Программы является поддержка разнообразия детства, оказание психологав физическом,
педагогической помощи дошкольникам, имеющим особенности
познавательном и речевом развитии.
Программа призвана обеспечить поддержку становления и развития у воспитанников
дошкольной организации познавательной активности, готовности самостоятельно учиться в
течение всей жизни (навыков непрерывного образования), привычки к здоровому
активному образу жизни через предоставление им возможности влиять на содержание,
технологии и отдельные элементы образовательной деятельности.
Программа определяет систему коррекционно-развивающей работы в группах для
детей дошкольного возраста ( 5 - 7 лет) с задержкой психического развития (далее ЗПР),
предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного
образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического
воздействия направлена на выравнивание психофизического, познавательного и речевого
развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Программа разработана, утверждена и реализуется в муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 78 "Теремок"
комбинированного вида» (далее - ОУ, МАДОУ) в нормативный период пребывания детей
в ОУ. Нормативный период определяется показаниями (рекомендациями ПМПК) может
длиться в течение одного или двух лет.
МАДОУ оказывает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста,
оздоровлении и коррекции недостатков, в охране и укреплении их физического и
психологического здоровья, в развитии индивидуальных способностей детей.
3

•

целенаправленное

комплексное

психолога-педагогическое

сопровождение

ребенка с ЗПР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
• выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на
основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и
способностей;
• подготовка детей с ЗПР ко второй ступени обучения (начальная школа) с учетом
целевых ориентиров для детей с ЗПР;
• взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР;
оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционноразвивающего обучения и воспитания детей с ЗПР;
•

обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование

специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание атмосферы
психологического комфорта.
Основная цель вариативной части Программы
формирование у детей активности,
самостоятельности (в пределах компетенций, сообразных дошкольному возрасту),
осознанности в соблюдении здорового образа жизни, формирование интереса к
культурному наследию региона.

•
•
•
•

Задачи:
• создавать условия для двигательной активности каждого воспитанника, учитывая
возможности и интересы;
воспитывать ценностное отношение детей к своему здоровью и здоровью других людей;
проводить целенаправленную работу по формированию у детей здорового образа жизни
при взаимодействии с родителями ;
организовывать повышение
квалификации
к работе в условиях
кадров
здоровьесберегающих технологий;
раскрыть духовные ценности отечественной литературы и искусства, познакомить с
региональным фольклором, с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры
через творчество новгородских поэтов, композиторов, писателей и художников.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана с позиций защиты прав и интересов ребенка на получение
качественного дошкольного образования с учетом особенностей развития и здоровья
детей.
Программой предусмотрен гибкий подход к отбору образовательного и коррекционно­
развивающего содержания, методов и форм работы с детьми не только с учетом
возрастных, но и индивидуально-типологических особенностей, трудностей и
образовательных потребностей.
Построение образовательной программы основывается на комплексно-тематическом
принципе. Специфической особенностью Программы является интеграция коррекционно­
развивающего содержания не только в структуру занятий, предусмотренных учебным
5

предоставление ребёнку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент
на инициативность, самостоятельность и личностную активность;
оказание психолого-педагогической поддержки в сложной ситуации.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики
В детском саду воспитываются дети с ЗПР (2 группы 5 лет и до окончания
образовательных отношений.
Воспитанник может посещать учреждение целый день, а также в гибком режиме по
рекомендации ПМПК и желанию родителей (законных представителей). Для детей,
посещающих учреждение в гибком режиме, составляется индивидуальный
образовательный маршрут и индивидуальный план работы, где планируется время и
формы занятости ребенка.
В работе с детьми с ЗПР обеспечивается:
- коррекционно-развивающая направленность в рамках всех образовательных областей,
- особая пространственная и временная организация среды с учетом быстрой
истощаемости и низкой работоспособности,
- щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и
образовательных нагрузок,
- возможность изменения объема и содержания образования, его вариативность;
восполнение пробелов в овладении образовательной программы, вариативность освоения
образовательной программы
- разработка и реализация групповых и индивидуальных программ коррекционной работы с
учетом индивидуально-типологических особенностей психофизического развития,
актуального уровня развития
- обеспечение взаимодействия и сотрудничества с семьей воспитанника; грамотное
психолого-педагогическое сопровождение и активация ее ресурсов для формирования
социально-активной позиции.
Дети с задержкой психического развития:
Среди детей дошкольного возраста вьщеляют такую группу, которая по своему
психофизическому развитию отстает от своих сверстников
дети с задержкой
психического развития (далее - ЗПР).
Дети с ЗПР многочисленная категория разнородная по своему составу. Часть из них
имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее
раннего органического поражения. У других детей задержка психического развития
возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность,
наличие хронического заболевания
причины отставания в нервно
психическом
развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации
также являются причинами возникновения ЗПР у детей.
ЗПР у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают
разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.
ЗПР относится к «пограничной» форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет
место неравномерность формирования различных психических функций, типичным
является сочетание, как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций,
с сохранными. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также
различной.
Частичное (парциальное) нарушение высших психических функций может
сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка.
Причины возникновения ЗПР
1. Биологические:
- патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы),
внутриутробная гипоксия плода;
11

поведения на дороге

цпмсс
Новогородским
государственным
заповедником

Коррекционно-развивающая
работа

Проведение тестирования;
Консультирование
педагогов и родителей
Приобщение к истории и Экскурсии, выступления на
музеем- культуре
площадках
музеязаповедника

средствами Просмотр спектаклей
Воспитание
Театрами
«Малый»,
искусства
«Умка»,
«Ильмера»
«Лад»
Областным театром драмы;
народного
Домом
творчества
Воспитание ответственного Встречи
детей
с
ГИБДД
сотрудниками ГИБДД;
участника ДД
городских
в
Участие
мероприятиях «Дорожная
азбука»
Воспитание ответственного Знакомство с правилами
Госпожнадзором
поведения дома и на улицах пожарной безопасности;
плакатов,
Подготовка
города
рисунков,рассказов
областной Воспитание эстетического Участие
в
концертах,
Новгородской
Знакомство с профессиями,
вкуса
филармонией
с жанрами музыки, с
музыкальными
инструментами»

50

В этом возрасте существенно увеличиваются возможности детей в укреплении здоровья,
усвоении гигиенических навыков; углубляется мотивация, произвольность, повышается
самоконтроль, целеустремленность.
Дошкольники приобретают некоторый опыт, позволяющий им ценить хорошее
самочувствие и бодрое настроение. Дети получают элементарные представления о действии
некоторых лечебно-профилактических процедур, причинах отдельных заболеваний и мерах
профилактики наиболее распространенных из них.
Одним из факторов охраны и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа
жизни остается выполнение рационального режима дня.
Примерный режим дня в детском саду (холодный период года)
Режим пребывания воспитанников (холодный период года)
старшии возраст
Режимные моменты
7.30-8.1 О
Утренний прием, осмотр детей, индивидуальная
деятельность
8.10-8.20
Утренняя гимнастика
8.20-8.25
Игры, самостоятельная деятельность детей
8.25-8.45
Подготовка к завтраку, завтрак
8.45-8.50
Игры, самостоятельная деятельность детей, подготовка
к организованной образовательной деятельности
8.50-11.00
Организованная образовательная деятельность
9.45-10.00
Второй завтрак
11.00-11.15
Подготовка и выход на прогулку
11.15-12.30
Прогулка (наблюдения, игры, труд,
экспериментирование, самостоятельная деятельность
детей)
12.30-12.45
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры,
игры
12.45-13.05
Подготовка к обеду, обед
13.05-13.15
Подготовка ко сну
13.15-15.15
сон
15.15-15.30
Постепенный подъем, закаливающие процедуры
Самостоятельная деятельность детей
15.30-15.45
Подготовка к полднику, полдник
15.45-15.55
Совместная деятельность педагога с детьми, игры,
самостоятельная деятельность детей
15.55-16.15
Организованная образовательная, игровая деятельность
16.15-16.30
Подготовка к прогулке
16.30-18.00
Прогулка, игры, уход детей домой
Режим пребывания воспитанников (холодный период года)
Подготовительная к школе группа
Режимные моменты
Утренний прием, осмотр детей, индивидуальная
деятельность
Утренняя гимнастика
Игры, самостоятельная деятельность детей
Подготовка к завтраку, завтрак
Игры, самостоятельная деятельность детей, подготовка

7.30-8.20
8.20-8.30
8.30-8.45
8.45-8.50

52


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 22.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(8162) 67-17-68 факс, 8(8162) 67-10-40 тел.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».